Трансформирующая трансовая медитация
Путешествие Героя
Обретение ясности, силы и поддержки на пути к реализации значимых целей и желаемых жизненных изменений
Время для выполнения практики
15 минут

Чтение
20 минут

Подготовка
30 минут

Медитация
Путешествие Героя
Вводный текст про Путешествие Героя (надо заменить)

Герой – это главное действующее лицо любой истории, с которым слушатель непременно себя идентифицирует. Ассоциируясь с героем и вместе с ним проходя через различные сложности на пути к достижению искомого, мы в символической форме проживаем собственный рост и развитие.

Если мифы – это метафора нашей внутренней жизни, то герой повествования – это каждый конкретный человек, ужасные чудовища, которых встречает герой на своем пути – это наши внутренние препятствия, а дружелюбные и мудрые союзники, – это ресурсы и потенциал, которые помогают пройти путешествие.
Истоки концепции Путешествия Героя
Джозеф Кемпбелл и мономиф
Джозеф Кэмпбелл (1904­-1987) – выдающийся исследователь мифов. Человек поистине энциклопедических знаний, он провел анализ сотен повестей, притч, мифов, рассказов и других продуктов народного творчества со всего мира. Благодаря этому не имеющему аналогов исследованию он создал теорию мономифа – универсального кода человеческой психики. Его наиболее известные книги – четырехтомник «Маски Бога» и «Тысячеликий герой».

Не будет преувеличением сказать, что все грандиозные киноэпопеи последних 40 лет были прямо или косвенно вдохновлены трудами Кэмпбелла. Напрямую о связи своих произведений с его работами говорит режиссер Джордж Лукас. «Звездные войны» апеллируют к древним мифологическим источникам, которые выявил Кэмпбелл, и, возможно, именно из­за связи с этими универсальными мотивами, этот фильм привлек к себе такое количество людей. Из более свежего – сериал «Американские Боги», «Матрица», толкиеновская сага о хоббите, даже великая «Игра Престолов» – все строится на кэмпбелловском Путешествии Героя.

Мономиф – это структура, которая является основой любого аутентичного великого мифа. Между созданием мифов могли пройти века, а создавшие их народы разделять тысячи километров морской глади – тем не менее, универсальное Слово звучало в их произведениях. Менялись имена и декорации, однако путь героя оставался прежним. Это подводит нас к мысли о том, что мономиф – это универсальное архетипическое повествование, которое каждый раз обретает новую жизнь в новом произведении.

Концепция мономифа чрезвычайно интересна с исторической и литературоведческой точки зрения. В мифах и легендах содержится накопленная мудрость человечества, знания о мире, о его законах, о природе, о самом человеке. Мифы передавались из уст в уста и обучали, позволяли лучше ориентироваться в мире. Но только лишь внешнюю реальность описывали мифы?
Карл Густав Юнг и индивидуация
Карл Густав Юнг, широко известный швейцарский психоаналитик, посвятил огромную часть своей профессиональной жизни исследованию мифологических мотивов. Он убедительно показал, что мифы – это не столько система верований и даже не столько свод неких накопленных знаний. Мифы – это отражение глубинных психических процессов, фундаментальные мотивы бессознательного, которые проявляются через каждого из нас и в известной степени регулируют нашу жизнь.

Психика каждого человека, утверждал Юнг, стремится к целостности и полной реализации. Этот процесс внутреннего роста и раскрытия Юнг называл индивидуацией. В результате индивидуации у человека, с одной стороны, наблюдается более слаженное взаимодействие различных частей психики, а с другой, он становится более чистым проводником архетипических сил.
Джозеф Кэмпбелл, опираясь на свое мифологическое исследование и работы Юнга, показал, что процесс индивидуации, достижения психической целостности, заложен в мифах и легендах. По сути, это и есть метафоры для психологического роста и развития человека. Так родилась идея мономифа, другое название которого – Путешествие Героя.
Путешествие Героя состоит из следующих этапов
Герой слышит зов
Перечесение порога
Встреча с союзниками
Встреча с демоном
Обретение дара
Возвращение домой
1. Жизнь в деревне
Повествование начинается с родного или очень привычного для героя места. В нем он провел свою жизнь, и в этом не было бы ничего примечательного, если бы в какой­-то момент герой не услышал Зов странствий, и, не имея возможности сопротивляться ему, отправился в путешествие.

Деревня ­ это метафора обычной жизни, спящей, не пробужденной души человека. Здесь действуют свои законы, свои ограничения, обычная жизнь не позволяет человеку действительно реализовать свой потенциал.
2. Герой слышит зов
Зов – это событие, встреча, или просто неясное ощущение, когда вдруг под покровами обыденности замаячил потусторонний свет, на который душа откликается и жаждет устремиться к нему. Отказ от зова в любой сказке и мифе чреват ужасными последствиями, последовать же за зовом – значит нырнуть в мир неизведанного.

Часто призыв к действию исходит из проблемы, кризиса, предвидения или от кого­то, нуждающегося в помощи. Но вместе с тем зов может прийти от вдохновения или радости: вы слышите отрывок какой­нибудь великой музыки и пробуждаетесь к миру красоты, которую страстно хотите проявить в этом мире; вы чувствуете удивительную любовь к воспитанию, и она зовет вас, чтобы проявить эту архетипическую силу в обществе; вы влюбляетесь в свою работу, и это – все, о чем вы можете думать.

Призыв к Путешествию Героя может исходить и из большого страдания, и из большой радости, иногда одновременно из того и другого. Зов требует мужества. Он требует от вас, чтобы вы стали чем­то большим, чем были до того.

На этом этапе, у нас, как у каждого Героя, есть Выбор. Откликнуться на призыв или пропустить его мимо ушей. Когда мы принимаем решение найти ответы на волнующие нас вопросы, измениться, мы принимаем на себя определенные обязательства.
3. Пересечение порога
Порог – это такой момент, когда вы собираетесь ступить на новую и сложную территорию – туда, где вы прежде никогда не бывали. Здесь мы выходим за пределы знакомого нам круга. Это приводит нас к открытию тех областей жизни, которые не являются нашей «зоной комфорта».

Также порог – эта роковая черта, ступив за которую, вы уже не сможете вернуться обратно неизмененным.

За Порогом для Героя начинаются неизведанные земли, а с психологической точки зрения за Порогом лежат те части психики, которые еще не были осознаны.
4. Встреча с союзниками
На этом этапе Герой находит союзников. Добрая фея одним взмахом волшебной палочки меняет старое платье на наряд принцессы, золотой ключик открывает потайную дверь. Союзники смещают акценты так, чтобы Герой понял, что у него уже есть все необходимые способности, возможности и выборы для того, чтобы справиться с испытаниями.

Оглянитесь вокруг, прислушайтесь, почувствуйте кто в вашей жизни может выступать в роли союзников. Кто помогает вам соединиться вашим внутренним источникам силы. Может это кто-­то, с кем вы уже знакомы, ваши друзья, родственники или знакомые, те, кто успешно справился с похожей ситуацией. Может быть, это какие­-то архетипические силы, с которыми вы соединены, и вы наконец можете их услышать и принять от них поддержку.
5. Встреча с демоном
Кульминация Путешествия Героя – это конфронтация с тем, что мы называем «демоном», с тем, что воспринимается как недоброжелательное присутствие, которое угрожает вам и настроено воспрепятствовать вам достичь своего призвания.

Демон – это не обязательно что­то «плохое» или «злое», по сути это «энергия» или «сила» с которой нам нужно научиться справляться или принимать ее. Часто демон оказывается отражением наших внутренних страхов. Герой призван сделать нечто такое, что преобразит не только его самого, но еще и относительно большую область, в которой он живет.

Демон служит герою зеркалом. Он разоблачает внутреннюю тень – реакции, чувства или части нашего собственного Я, с которыми мы не знаем как обращаться.

Задача Героя – не победить демона, а обнаружить те свои аспекты, на которые демон указывает, и признать их, позволить им проявиться. В этот момент демон перестает быть угрожающей фигурой, превращаясь в пробуждающую силу.
6. Обретение дара
В процессе трансформации демон превращается в источник силы. Мы вырабатываем новый навык, новое умение или открываем в себе новое качество.

Завершение миссии происходит, когда Герою удается найти новое творческое решение, достигнуть желаемого изменения. И это возможно только благодаря прямой конфронтации с демоном. Герой, победивший демона, преображается, выстраивая новое понимание себя, своего места в мире, своих ресурсов и возможностей.
7. Возвращение домой
На завершающем этапе Путешествие Героя всегда приводит его в то место, откуда оно начинается. Герой возвращается в родные места с дарами – ценным опытом, который обогатит его жизнь и жизнь его окружения, а сам Герой навсегда останется уважаемым человеком, к которому могут обращаться за мудростью.

Наше окружение признает изменение, которое произошло с нами и видимым образом реагирует на него. Мы делимся с окружающими опытом и знаниями, приобретенными во время Путешествия.
Подготовка к выполнению практики
Предупреждение
Это это не регулярная практика, которую следует выполнять каждый день. Скорее это мистерия, способная позитивно повлиять на вас и вашу жизнь. Эффект от ее глубокого и вовлеченного выполнения будет разворачиваться в вашей жизни постепенно, затрагивая многие аспекты.

Как к любой мистериальной практике, к ней не следует прибегать слишком часто, потому что от регулярного использования она теряет сакральность и лишается силы. Мы рекомендуем выполнять эту медитацию только с действительно важными темами и запросами, не чаще нескольких раз в год.
Как работать с инструкцией и аудио­записью упражнения
Для начала внимательно прочитайте данную инструкцию. В ней вы найдете теоретические основы модели Путешествия Героя и подготовительное упражнение. Выполните подготовительное упражнение и только затем приступайте к прослушиванию и выполнению трансового упражнения.
Подготовительное упражнение
Чтобы медитация прошла максимально эффективно и полезно для вас, мы предлагаем вам письменно ответить на три вопроса.
1
Определите сферу жизни, с которой хотите работать. Это может быть сфера семьи, профессиональная, самореализация, творчество, здоровье или какая­то другая.
2
Сформулируйте свою самую большую проблему или препятствие в этой сфере.
3
Сформулируйте свою цель или желаемый результат в этой сфере.
Выполнение практики
Прежде чем приступить к прослушиванию записи, настройтесь на проблему, с которой вы бы хотели поработать, и вашу цель в этой сфере. Письменное подготовительное упражнение, которое вы выполнили, поможет этой настройке.

Дальше, уже во время прослушивания записи, позвольте себе отпустить сознание, не планировать заранее само путешествие и его возможные результаты. Следуйте за голосом на записи и теми образами, которые возникают в процессе визуализации. Позвольте вашему творческому бессознательному наполнять мир, через который вы проходите, своим содержанием, своими метафорами.

Не важно, сможете ли вы получить понятный сознательный ответ на свои сложности во время медитации или сразу после нее, не гонитесь за этим. Сознательная интеграция такого трансформационного процесса как правило происходит медленно, и часто неожиданным образом – через совпадения и кажущиеся нам удивительными «случайности». Это как архив, который постепенно распаковывается и интегрируется в нашу жизнь.

Самое лучшее, что вы можете сделать – это позволить своему бессознательному совершить необходимую работу и затем отмечать эффекты в реальной жизни.
Какие шаги вы пройдете в процессе упражнения:
Вы начнете упражнение с того, что снова хорошо сфокусируетесь на выбранной жизненной сфере, той проблеме, с которой вы столкнулись и на желаемом результате.

Далее, следуя за голосом автора, вы пройдете по шагам Путешествия Героя:

  • ­ Момент, когда проблема еще не возникла;

  • ­ Актуализация проблемы (зов);

  • ­ Решение Героя отправиться в Путешествие, уход из деревни;

  • ­ Встреча с союзниками;

  • ­ Прощание Героя с собой прошлым;

  • ­ Встреча с демоном, внутренняя трансформация;

  • ­ Обретение даров и встреча Героя с собой обновленным;

  • ­ Возвращения домой, интеграция даров.

Вам не нужно запоминать шаги Путешествия или заранее готовить себя к тому, что должно произойти. Здесь нет результата, к которому вы должны прийти, нет правильного или неправильного способа визуализировать. От вас, как от Героя, потребуется мужество отправиться в Путешествие. Как и в обычной жизни, от вас потребуется мужество для того, чтобы справиться с возникающими сложностями и пройти через препятствия на пути к цели.
Общие вопросы о трансовой медитации «Путешествие Героя»
Эта медитация составлена и записана таким образом, чтобы вы смогли пережить по­настоящему глубокий и трансформирующий опыт. Если вы хотите получить от упражнения максимум удовольствия и пользы, то мы рекомендуем вам выполнить следующие условия:

  1. Уделите упражнению достаточно времени. Запись длится 28 минут, поэтому на выполнение упражнения отведите не менее получаса.

  2. Прослушивайте запись на хороших колонках или в наушниках. Не прослушивайте запись, находясь за рулем!

  3. Убедитесь, что во время упражнения вас никто и ничто не будет отвлекать.

  4. Будьте открыты происходящему и позвольте себе получить от путешествия максимум удовольствия и пользы.

Если вы выполняете похожее упражнение впервые, то у вас могут возникнуть несколько вопросов. Мы постарались на них ответить.
Как это работает?
В основе этой медитации лежит работа с метафорой «Путешествия Героя» и работа с активным творческим воображением. Расслабленное трансовое состояние, в которое вы погружаетесь в процессе прослушивания аудио­записи, позволяет вам получить доступ к ресурсам и метафорам вашего бессознательного, трансформировать и интегрировать теневые аспекты личности, разрешить внутренние конфликты, соединиться со своим Зовом и ресурсами для его реализации.

В основе данного упражнения лежит идея работы с творческим бессознательным. Именно в бессознательном находится большая часть наших ресурсов и большая часть затруднений, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Как же получить к ним доступ? Наше бессознательное не понимает слов, но отлично понимает язык метафор и образов.

Похоже, что структура мономифа – это метафора, зашитая в нашем бессознательном, и это упражнение позволяет добраться до этого слоя личности, исследовать недоступные для сознательного анализа реакции, признать и осознать свои скрытые мотивы и сильные стороны.
Чем мне будет полезно это упражнение?
Творческая визуализация, которой вы будете заниматься в процессе трансовой медитации, позволит вам

  • ­ получить доступ к ресурсам бессознательного;

  • ­ найти творческое решение жизненным затруднениям;

  • ­ еще больше соединиться с Зовом и смыслом;

  • ­ увидеть и трансформировать свои внутренние конфликты.
Что если я не могу сформулировать свой Зов?
Подготовительное упражнение поможет вам сфокусироваться на одной из областей вашей жизни и еще лучше сформулировать свои затруднения и желаемый результат. Совершенно естественно, что эти формулировки будут со временем изменяться, мы все живем, наши состояния меняются. Те затруднения, с которыми вы прямо сейчас столкнулись в жизни можно считать вашим Зовом – что­то в вас стремится исцелиться и реализоваться. Фокусируйтесь на этом и работайте с этими темами.
Означает ли, что я гарантированно пройду Путь Героя?
Нет, не означает. Для реализации вашего Зова вам придется работать – ставить себе цели и задачи, разбивать план на пункты и действовать, работая над их реализацией. Задача этого упражнения – соединиться с внутренними ресурсами, которые могут поддержать вас в этом процессе, а также обнаружить и трансформировать бессознательные препятствия, которые могут помешать реализации желаемого.
Насколько глубоко нужно входить в транс, чтобы получить эффект?
Настолько, насколько захотите. Состояние транса – это очень естественное и знакомое каждому состояние. В процессе выполнения упражнения вы будете контролировать весь процесс и сможете выйти из упражнения по своему желанию в любой момент. А если вы погрузитесь в транс очень глубоко, то просто заснете и проснетесь отдохнувшим и в хорошем настроении.
Что случится, если в процессе упражнения меня что-­то отвлечет, и я выйду из транса?
Ничего страшного. Если вас что-­то отвлечет, то вы просто вернетесь в обычное бодрствующее состояние – это похоже на то, как если бы вы задремали, и потом проснулись от какого­-то шума. В зависимости от того, насколько сильно вы отвлеклись, вы можете либо продолжить выполнение упражнения, либо начать заново.
Можно ли прослушивать эту запись более, чем один раз?
Как мы писали выше, лучше не использовать это упражнение слишком часто. Скорее мы рекомендуем относиться к нему, как к мистерии, проходить которую следует только с серьезным запросом, и выполнять эту медитацию только с действительно важными темами и целями, не чаще нескольких раз в год.

«Путешествие Героя», как и любое медитативное трансовое упражнение, основано на работе с вашим воображением, фантазией и убеждениями, при этом оно влияет на ваше восприятие себя и реальности и, как следствие, на вашу жизнь. Поэтому, если вы убеждены, что это упражнение будет иметь для вас негативные последствия, то мы рекомендуем вам воздержаться от его выполнения.
Музыка и голос в медитации
Голос и текст медитации: Егор Каропа

В медитации использованы музыкальные композиции:

  • ­ Tomas Dvorak – On the Roof of the Yellow Psychedelic Mushroom
  • ­ Nytt Land – Winter Day
  • ­ Nytt Land – The Last War
  • ­ Jeremy Soul – Atmosphere
  • ­ Forndom – I Hels Skote
  • ­ Jeremy Soule – Dungeon
  • ­ Two Steps From Hell – Demon Child
  • ­ Fernando Velazquez – Romper
  • ­ Fernando Velazquez – El Segundo Encuentro
  • ­ Forndom – Jag Vet Ett Tempel Sta