Обучающие программы
Расписание

Духовное измерение в отношениях
04.07.2012

Егор Каропа

Егор Каропа«Перед отъездом в командировку в Европу сорокалетний профессор колледжа был помолвлен с любимой женщиной. По возвращении он описал свои впечатления от выставленных в Лувре месопотамских миниатюрных скульптур, созданных в III тысячелетии до н.э. В какой-то момент у него возникло необыкновенное ощущение, что тело одной из женских скульптур, чьи соски и пупок были обозначены маленькими драгоценными камнями, удивительно похоже на тело его любимой. Профессора необыкновенно тронула предельная простота и красота скульптуры, и он почувствовал, что сопереживает неизвестному автору, умершему более четырех тысяч лет тому назад. Он испытал чувство смирения и в то же время непосредственного соприкосновения с прошлым, как если бы ему было дозволено прикоснуться к пониманию внутренней тайны любви, воплощенной в этом произведении искусства. Чувство эротического желания слилось с ощущением единства, жажды и одновременно близости с женщиной, которую он любит, и через это единство и любовь ему было позволено проникнуть в запредельный мир красоты.» 

Отто Кернберг, «Отношения любви» 

Неожиданное описание настоящего трансперсонального переживания в работе такого «строгого», психоаналитически ориентированного автора, как Кернберг, свидетельствует о том, что мы не можем игнорировать духовное измерение, когда всерьез говорим об отношениях любви, даже если при этом стараемся держаться в исключительно сдержанных, материалистических рамках. Вместе с межличностным (интер-персональным) и экзистенциальным измерениями, духовное (транс-персональное) измерение отношений является третьим важнейшим уровнем, влияющим на то, как мы выстраиваем отношения с партнером противоположного пола и что, в конце концов, получаем в них. Однако, несмотря на всю важность, этот уровень отношений далеко не всегда осознается нами – прежде всего, в силу особого характера процессов, которые ему свойственны. И если межличностный уровень отношений для нас очевиден, экзистенциальный – неприятен, но, чаще всего, переносим, то духовный уровень либо вообще игнорируется в отношениях, либо же идеализируется и понимается неверно.

Именно поэтому мы и решили немного рассказать о нем сегодня. 

1. Миф об андрогине 

В мифах самых разных народов можно встретить сходный мотив, суть которого сводится к следующему: изначально человек был создан гармоничным и целостным, и совмещал в себе качества обоих полов, однако, в результате божественной воли или обстоятельств, единая душа была разделена на две половины – мужскую и женскую, и теперь эти половины ищут друг друга, чтобы воссоединиться. Этот мотив настолько универсален, что его с уверенностью можно считать архетипическим для всей человеческой культуры. Вот только некоторые из примеров.

В христианской мифологии – это состояние Адама в момент его сотворения, до того, как женский аспект души, Ева, был перемещен в другую форму: «И сотворил Бог человека по образу Своему; мужчину и женщину сотворил их». После разделения Бог говорит Адаму и Еве: «И станете одна плоть».

В каббале – это Изначальный Человек, Адам Кадмон, совмещавший в себе мужской и женский принципы, душа которого была разделена на множество душ. «Когда они впервые вышли, то они были и мужчиной, и женщиной вместе. Впоследствии… они отделились. Счастлив тот, чья душа может найти своего исконного партнера, ибо тогда он действительно станет совершенным,» – говорит священная книга «Зогар».

Широко известна греческая легенда, которую пересказывает Платон в "Пире". Согласно ей, изначально люди были двуполыми существами («андрогинами»), имели по два лица, четыре руки, четыре ноги и обладали признаками обоих полов, а также великой силой и мудростью. Разгневавшийся Зевс разрубил каждого из перволюдей вдоль, повернув лица и половые органы в сторону разреза. С того времени люди ищут утраченную половинку, и когда находят друг друга - возникает любовь.

Аналогичные мотивы разделения изначального человека (или божества) на мужскую и женскую половины и их воссоединение мы находим в индуизме, в мифах древнего Вавилона, в легендах народов Африки и Австралии, и даже в сказках и легендах Европейского средневековья, в которых отважный Принц после долгих и опасных приключений соединяется с Принцессой.  Известное завершение таких историй «и жили они долго и счастливо, и умерли в один день» описывает телесное и духовное соединение – одновременная смерть означает, что объединенная душа возлюбленных одновременно покидает их тела, как бы ставшие единым целым. 

2. Анима и Анимус 

На языке современной психологии процесс взаимодействия женской и мужской половин души попытался описать К.Г. Юнг. Он утверждал, что у нашей души есть две части, которые в коллективном бессознательном представлены в виде архетипической пары Анима/Анимус. Если просто, то Анима – это скрытая женская часть в мужчине, а Анимус – эта мужская часть в женщине. (Символическую иллюстрацию такого единства мы видим в известном китайском символе «Инь-Янь»). По Юнгу, интеграция Анимы/Анимуса является неотъемлемой частью подлинного физического и духовного взросления, или индивидуации.

Однако, мы не можем просто ограничиться внутренними бессознательными процессами. Свои отношения с этими архетипическими частями мы проецируем из внутренней реальности во внешнюю – на реальных мужчин и женщин, которых встречаем в жизни. Иными словами, немного упрощая, можно говорить о том, что наши отношения с партнером противоположного пола – это отражение наших отношений с нашей собственной архетипической частью – Анимой или Анимусом. Именно поэтому в отношениях с партнерами мы склонны отыгрывать одни и те же сценарии. И именно поэтому часто такие разные при первом знакомстве люди со временем начинают вести себя с нами настолько похожим образом, что мы решаем, будто все мужчины или женщины
одинаковы. Так действует проективная идентификация – механизм, благодаря которому нам вряд ли когда-либо удастся убежать от себя. 

3. Родственная душа – миф или реальность? 

Иногда, - и порой не только в мифах и легендах, - мы встречаем истории людей, которым удалось найти свою родственную душу. Каждая такая встреча – событие воистину космического масштаба. Это не просто влюбленность или эротическое чувство – это подлинный трансперсональный опыт, который мы действительно переживаем, когда находимся рядом с партнером. В книге «Парный Циклон» Джон Лилли делится опытом такой судьбоносной встречи со своей будущей женой.

«Повидавшись с хозяином и немногими оставшимися гостями, я направился к ней. Приблизившись, я почувствовал и уловил ауру любви и благотворного спокойствия, исходящую от нее. Я ощутил ее собранное и основательное, доверчивое и уверенное «я», наблюдающее, как я приближаюсь к ней по комнате. Я сел рядом с ней, глядя на нее, смотревшую прямо на меня и в меня. Мы тотчас же узнали друг друга и вместе вошли в искрящееся пространство космической любви. Я чувствовал, что мы были вместе в прежних жизнях, и сказал: «Где вы были последние 500 лет?». «В учебе», — ответила она. У нас было одинаковое ощущение, что жизнь наша была учебой для каждого из нас, подготовкой к этой встрече друг с другом.»

В результате такой встречи создается идеальная, «андрогинная» (выражаясь мифологическим языком) пара, в которой действует помноженный во много раз закон синергетического сложения – один плюс один в сумме дает бесконечность. Потенциал такой пары многократно превосходит потенциал каждого из составляющих ее людей поодиночке, а отношения наполнены любовью, интересом, глубокими чувствами и подлинным ощущением совместного проживания каждого мгновения.

Значит ли это, что в таких отношениях отсутствуют конфликты? Нет. Значит ли это, что в таких отношениях всегда царит позитив? Нет. Значит ли это, что партнеры всегда с полуслова понимают друг друга? Нет, и еще раз нет.

Единственное, что на самом деле отличает такие отношения от «обычных» – это смелость партнеров видеть друг друга, вне зависимости от того, сколько времени они провели вместе и в каких обстоятельствах оказались. В таких отношениях мы можем оступаться, можем ссориться, можем впадать в отчаяние, но самое главное остается неизменным – мы снова и снова возвращаемся к тому, чтобы увидеть другого человека. Если это удается, то пара становится окном, открытым в бесконечность, и тогда нам открывается то, что Кернберг назвал «запредельным миром красоты». 

4. Где найти родственную душу? 

Конечно, было бы прекрасно, если бы мы могли поддерживать такие отношения постоянно, и именно этого мы все на самом деле и хотим. Но, чаще всего, это естественное желание, пройдя через защиты и фильтры нашей личности, превращается в детскую инфантильную фантазию о том, что наш партнер должен нас осчастливить. Каждый раз, когда после очередной ссоры мы миримся с партнером, то бессознательно надеемся, - если только все не совсем плохо, - что на этот раз нам удастся раз и навсегда установить «окончательные счастливые отношения», в которых больше не будет конфликтов, ссор и недопониманий.

Плохая и одновременно хорошая новость состоит в том, что это – полная иллюзия.  Пока мы живы, мы испытываем потребности, конфликтуем и отстаиваем границы. При всем желании мы не можем окончательно, один раз и навсегда сходить в туалет, или выспаться. Весь процесс жизни – это процесс нарушения равновесия, перед которым мы, в конечном итоге, беззащитны. Вслед за Стивеном Гиллигеном, цитирующим слова великого поэта, мы можем повторить: «Наше сердце создано, чтобы быть разбитым». Если мы хотим иного – значит, мы требуем от партнера слишком многого и сами ставим стену между собой и второй половиной своей души. Этот путь ведет в никуда.

Поэтому, на вопрос о том, где найти родственную душу, мы отвечаем: в здесь и сейчас. На языке юнгианского анализа это значит, что мы интегрируем архетипы Анимы/Анимуса, – и, благодаря этому, становимся способными увидеть другого человека, вместо того, чтобы контактировать со своими проекциями.

Во внешнем мире это неизбежно проявляется в улучшении отношений, или в их прекращении, если они нас не устраивали, или в появлении долгожданного «идеального» партнера – того самого Принца (или Принцессы), встреча с которыми происходит каждый раз заново в каждое следующее мгновение жизни. 

5. Подводя итоги 

Итак, с древних времен человечеству известен миф о том, что единая душа была разделена на женскую и мужскую половины, которые до сих пор ищут друг друга. 

Вне зависимости от того, считаем ли мы эти представления архаическими коллективными воспоминаниями о той поре, когда человек еще был не в состоянии осознавать свою принадлежность к тому или иному полу (этап, через который все мы проходим во младенчестве), или же мы относимся к ним как к божественному откровению об истинной обоеполой природе человеческой души – в любом случае, они имеют для нас особую ценность, состоящую в глубоком понимании изначальной целостности, гармоничности, завершенности человеческого существа.

Основой всех великих духовных учений является знание о том, что эта целостность не может быть найдена вовне – в достижениях, во власти, в отношениях с другими людьми. Ее природа невыразима, а путь к ней лежит через осознанность, присутствие и соприкосновение с глубинными измерениями собственной души. При этом внешние обстоятельства и люди, - в данном случае – партнеры в отношениях любви, - могут быть как нашими врагами, так и помощниками. 

И только от нас зависит, кем именно они для нас станут.

21-22 июля в Минске приглашаем вас на семинар "Искусство отношений" Егора и Ирины Каропа

Егор и Ирина КаропаСеминар посвящен исследованию всех трех уровней отношений: межличностного, экзистенциального и духовного.  

Егор и Ирина уже более 12 лет не просто муж и жена, но и партнеры в профессиональной деятельности. Их тренинг "Искусство отношений" - это не тренинг о том, как научиться легко знакомиться или быстро привязывать к себе партнера.

Это два дня глубокой работы, направленной на осознание и трансформацию самых важных моментов в отношениях со значимыми для вас людьми:

- Что мы надеемся обрести и от чего стремимся убежать в отношения?
- Какие наши бессознательные потребности и страхи стоят за большинством конфликтов и болезненных переживаний в нашей жизни?
- Какую роль мы себе выбираем, и какие бессознательные ожидания транслируем своему партнеру?
- Где в ваших отношениях проходит та самая золотая середина между свободой и близостью? Между новым опытом и стабильностью?
- Какие семейные сценарии и бессознательные убеждения влияют на ваши отношения? Их трансформация.
- Исследование экзистенциального уровня отношений: экзистенциальное одиночество,
свобода и поиски смысла.
- Какие архетипические силы / сюжеты проявляют себя в вашей жизни, их интеграция.
- Как отношения с партнером связаны с духовным и психологическим развитием?
- Как построить долгосрочные гармоничные отношения и что для этого нужно?

Узнать больше о семинаре и записаться вы можете здесь  http://vektor.by/projects/Relationships.html

SELF-Коучинг
с Джеком Макани!

Получите серию уроков по коучингу
от Джека Макани БЕСПЛАТНО!

На указанный вами e-mail в течение 2 минут придет письмо со ссылкой на первый урок. Если письма долго нет - не забудьте проверить спам!
x