Обучающие программы

Шкала понимания
30.05.2012

Усиков Александр

Александр Усиков автор статьи Шкала пониманияЧтобы познавать что-либо в этой жизни, постигать при помощи слов и превращать усвоенное знание в практику, необходимо усвоить одну очень важную базовую идею.

Заключается она в том, что понимание идей является очень разным для разных людей, в разное время и в разной степени глубины.

Эта статья посвящена созданию шкалы понимания. Которая при должном усвоении сможет стать замечательным помощником, осью, на которую вы сможете нанизывать и упорядочивать все, что вы знаете. Сможете сразу определять внутренне место всей той информации, что входит в вас. Сможете определять уровень понимания, на котором находится человек, с которым вы общаетесь. Получите инструмент для превращения интеллектуальных знаний в настоящее глубинное понимание.

Я выделил 9 уровней понимания. И только последние два уровня являются настоящим пониманием. Все остальное лишь подготовка к ним.

  1. Не слова

Уровень языка.

  1. Незнакомые слова

  1. Знакомые слова

  1. Мнение

Уровень мышления.

  1. Аргументация

  1. Убежденность

  1. Понимание-2

Уровень истины.

  1. Понимание-3

  1. Бытие

 

Уровень 1. НЕ СЛОВА.

На этом уровне входящая информация даже не превращается в отделимые знаки. Например, для не наблюдательного человека жесты и мимика собеседника не несут никакого значения. Однако хороший психолог через жесты и выражения глаз получает о человеке гораздо больше информации, чем через его слова. Для него тело человека «говорит» отдельные слова, хотя он может не давать им звукового воплощения.

Запомните, что кроме звуковых языков существует большое количество других видов языков: языки жестов, мимики, художественные языки, языки графические, математические и т.д.

Уровень 2. НЕЗНАКОМЫЕ СЛОВА.

Человек уже понимает, что сталкивается со словами, но их смысла он уловить не может. Слова для него не несут никаких ассоциаций. Например, иностранный язык или профессиональный сленг совершенно чуждой специальности. Это неизвестные нам термины, речевые обороты, поговорки. Образованный человек приучает себя при встрече с незнакомым или малознакомым словом лезть в словарь или в наше время, в википедию, и знакомиться с ним. Если этого не делать, то накапливается большое количество слов, которые ошибочно относятся к следующим уровням (знакомые слова или даже дальше), хотя на самом деле они остаются НЕ знакомыми, и смысл их установлен лишь по встретившемуся контексту использования. Т. е. вместо того, чтобы честно признавать, что мы не знаем смысла этих слов, мы их наделяем ошибочными значениями. От этого наша способность к пониманию сильно искажается.

Научитесь отмечать все незнакомые слова, которые вы встречаете при общении, чтении, прослушивании новостей и т. д. и при возможности знакомится с их значением.

Уровень 3. ЗНАКОМЫЕ СЛОВА.

Слова, которые человек часто встречает, и уже привык к их звучанию, приблизительно знает их определение, знает, в каких контекстах они встречаются, знает правила их использования – такие слова становятся для него знакомыми. Когда человек сталкивается с ними, в нем появляются ассоциации, связанные со значением этого слова. Человек ими может пользоваться без особых видимых искажений. Однако до настоящего понимания идей этих слов еще очень далеко.

На этом уровне слова понимаются очень приблизительно, представляют собой некие абстракции, их значения могут сильно меняться в зависимости от контекста.

Слова на этом уровне, по сути, являются словами-пустышками. Местоимения. Как переменные в математике – икс, игрек, зет. Человек их различает, знает их определение, но внутри пусто. Что такое икс? Это игрек плюс зет. А что такое игрек? Это икс минус зет.

Это обычный уровень понимания современных новостей экономики (если не уровень 2), политики и т. д. Попробуйте спросить у обычного человека, что такое «долговой кризис в Европе», «индекс Доу-Джонса» или даже «совет безопасности ООН». Слова-пустышки. В лучшем случае мы получим некое «мнение» об этом.

Также на этот уровень очень часто попадают слова верхнего уровня абстракции, такие как «любовь», «свобода», «демократия», «правительство».

Научитесь определять слова-пустышки, которые используете вы или другие люди.

Уровень 4. МНЕНИЕ.

Начиная с уровня 4, мы переходим к пониманию не отдельных слов, а идей и суждений.

Четвертый уровень понимания – это «мнение». Самый низкий уровень из возможных для понимания идей. Что такое мнение? Это некая идея, где-то услышанная, которая эмоционально окрашена - известно хорошо это или плохо, правильно или не правильно, общепризнанно или не общепризнанно. Т. е. восприятие суждений по очень простой черно-белой эмоциональной шкале оценок.

«Сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое хорошо, что такое плохо» – и получила кроха в ответ пачку социальных мнений.

 Примеры мнений: «Все мужики козлы», «Рыночная экономика — это хорошо», «Каддафи - диктатор и терроризировал свой народ», «Америка строит ПРО для защиты от Ирана», «Лукашенко - идиот и только из-за него в Беларуси так плохо живется», «Все мусульмане жестокие террористы и убийцы», и т.д.

Мнение – это чрезмерное упрощение, когда из всей аргументации остается лишь эмоциональное отношение. Мнение формируется под воздействием социального давления или у неразвитого интеллекта (лень думать). Про мнение известно, что «так считают», «так говорят». Мнение приписывают обществу, группе людей или конкретному человеку. Вопрос истинности не стоит в принципе. Суть мнения – выражение эмоционального отношения. Факты искусно интерпретируются в нужную сторону, чтобы создать видимость обоснованности.

Чтобы хорошо понять, что такое мнение, достаточно почитать любой оппозиционный сайт. Информация на таких сайтах рассчитана на людей не думающих, а чувствующих. Поэтому никакой аргументации не нужно, достаточно эпитетов. И чем сильнее эпитет – тем более «истинное» мнение. Другие критерии «истинности» мнения – это авторитетность источника и количество повторов этого мнения.

Научитесь отличать мнения от фактов. Любое высказывание, не обоснованное и предназначенное для передачи отношения, является только мнением и ничем больше. Даже в авторитетных источниках обоснованные мнения могут перемешиваться с ошибочными.

Уровень 5. ЧУЖАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ.

Следующий уровень понимания уже требует знания определенной аргументации. Здесь суждение связано с другими суждениями логическими цепочками. Известны определенные факты, подтверждающие это суждение. В результате набора фактов, непротиворечивой логичной цепочки суждений делается определенное умозаключение, которое опирается на четкую аргументацию. В данном случае, если вас спросить «почему вы так считаете», то вы сможете достаточно ясно объяснить – «действительно - почему». Если вы не можете объяснить – то это уровень мнения. Отличие этого уровня от следующего в том, что факты «чужие». Т. е. факты, на которых строится это умозаключение, вы получили от других людей, СМИ и т. д. Значит, в основе ваших рассуждений рано или поздно появится «я слышал об этом факте из …», «у моего знакомого так было», «где-то читал, не помню где» и т. п.

Критерием истинности на этом уровне является степень достоверности фактов, логичности и непротиворечивости суждений. Ошибки в понимании на этом уровне могут быть двух типов – искаженные факты и ошибки в рассуждениях. Факты можно по-разному интерпретировать, посмотреть на них с разной стороны, а ошибок в логических рассуждениях вообще не счесть.

 

Пример тавтологии:

– У нас упали продажи, потому что уменьшился спрос на нашу продукцию.

– А почему вы решили, что уменьшился спрос на нашу продукцию?

– Как? Потому что у нас упали продажи! (Не факт, существует много других возможных причин)

Пример известной тавтологии:

– Жизнь на Земле возникла в результате хаотичного смешения базовых химических элементов, в результате чего случайно возникла органическая клетка.

– Как можно доказать, что возможно случайное возникновение жизни, если вероятность этого равна бесконечно малой величине?

– Очень просто доказать! Жизнь ведь ЕСТЬ, значит это возможно!

 

Пример перепутывания необходимого и достаточного:

– Чтобы ездить на автомобиле нужно залить бензин в бак. Значит, если мы зальем в бак бензин, мы можем спокойно ездить. (Не факт, есть много других необходимых компонентов)

Пример перепутывания направления импликации:

– Если человек работает на работе, то ему платят деньги. Я знаю, что у моего соседа есть деньги. Значит, он где-то работает. (Не факт, есть другие способы получения денег).

Интересный пример перепутывания импликации недавно слышал на канале «Наука 2.0»:

– В развитых странах гораздо больше пьют кофе из зерен, чем в неразвитых — где пьют кофе растворимый. Причем чем более развита страна, тем чаще пьют кофе из зерен. Значит переход на зерновое кофе как-то способствует развитию страны!

С виду утверждение как-то похоже на правду, но на самом деле оно совершенно не верно. Это все равно что утверждать, что если взять хвост собаки и начать его «вилять» туда сюда, то собака начнет испытывать дружеские чувства. Недаром говорят, что есть три вида лжи: ложь, гнусная ложь и статистика. И статистика лжива именно потому, что выявляя корреляции, она ничего не знает о направлении причинно-следственной связи.

Постарайтесь освоить основные законы логики, не путать причину и следствие, не зацикливать мышление, не делать необоснованных выводов. Учитесь задумываться о достоверности фактов, на которых опираются размышления других людей. Освойте правило 6-и «почему»: чтобы докапаться до действительной причины случившегося последовательно 6 раз задавайте вопросы «почему?», «а это почему?». Следите чтобы цепочка не сворачивалась (например не следовало ответа на вопрос «зачем?», а не «почему?»), чтобы аргументы не повторялись и не сводились один к другому. Попрактикуйтесь: «почему люди курят, зная что это вредно?»

Уровень 6. УБЕЖДЕННОСТЬ или СВОЯ АРГУМЕНТАЦИЯ.

Когда факты являются «лично воспринятыми», то уровень 5 переходит в уровень 6. Восприняты «своими глазами» или испытаны на себе. Это уровень убежденности. Начиная с этого уровня, идеи уже наполняются реальным жизненным опытом. Поэтому они становятся «содержательными», в них есть «чувственный опыт». Однако на этом уровне, как и на предыдущем, существует масса проблем с правильными заключениями из существующего опыта. Ведь даже восприятие опыта также может быть фрагментарным и ошибочным (упущены некоторые компоненты опыта, или опыт был слишком окрашен эмоционально). Да и логические заключения могут быть излишне обобщенными (все мужики хотят только секса) или с нарушенной логикой. Например:

«Маленьким мальчиком я решил себе сделать очень сладкий чай, добавил 8 ложек сахара, размешал. А потом меня кто-то отвлек, и я ушел в другую комнату. На кухню пришла мама, попробовала чай, вылила его и сделала новый, без сахара. Я пришел, попробовал и был в шоке. Потом еще несколько лет я считал, что 2-3 ложки, делают чай сладким, а если больше, то он снова становится не сладким».

В данном случае факты пережиты лично, логический вывод тоже вполне верен и сам собой напрашивается, но ошибка на лицо. Сколько подобных убеждений живет в нас сейчас?

Знайте, что восприятие несовершенно и может давать сбои. Память не совершенна. Восприятие с годами меняется. Выводы, на которых базируются наши убеждения, могут быть слишком обобщенные или искажены сильным эмоциональным влиянием.

Уровень 7. ПОНИМАНИЕ-2

Только начиная с уровня 7 можно говорить о действительном понимании какой-то идеи. До сих пор идея существовала только как элемент мышления, хотя на уровне 6 существовали уже личные факты, подтверждающие ее. Но для настоящего понимания идеи она должна стать «объектом восприятия» или «внутренним феноменом». Уровни понимания 3-6 требуют времени для развертывания идеи в мышлении. Идеи существуют только в процессе разговора, мышления, чтения. Начиная с уровня 7, понимание сворачивается в «феномен сознания». Нечто мгновенно воспринимаемое как истина. То, что не требует времени для осмысления, а мгновенно превращается во внутреннее знание.

Следующие уровни собственно описывают уровни настоящего понимания, поэтому прежде чем их определить, мне необходимо ввести несколько новых терминов и определений.

Разделим восприятие понимания идеи на:

1. Смысл

2. Значение

3. Представление

Это деление соответствует делению человека на интеллектуальный, эмоциональный и телесный центры. Так как каждый из этих центров является независимым интеллектом со своим способом «мышления».

Смысл – это понимание «части к целому». Это восприятие элемента, как единицы общего. Понимание листочка, по отношению к дереву. Чтобы такое восприятие существовало, должно быть определенное «видение» целого «глазом разума», способность охватить силой мысли систему целиком во всей ее интегральности. Смысл чего-то всегда определяется по внешнему контексту этого чего-то. Смысл жизни – это те причины, которые жизнь создали и те последствия, которые останутся после исчезновения этой жизни. Смысл конкретной детали в автомобиле, чтобы весь автомобиль двигался и выполнял свою функцию. Тот кто утверждает что смысл жизни в самой жизни не понимает смысла слова "смыл" :) Ну вернее путает его со словом "значение". Смысл же всегда "за пределами".

Чтобы по-настоящему воспринимать смысл чего-то, нужно обладать определенным объемом правильных причинно-следственных цепей, объединенных в систему.

Значение – это чувственное «понимание». Что-то имеет значение, потому что «я это так переживаю». Что-то может не иметь никакого смысла, но иметь огромное значение. Например, кусочек одежды, в которой был погибший близкий человек. Значение той или иной вещи определяется тем, как она относится к моим переживаниям: радости или страдания. Логика значений – это логика «желаний». Работа чувственного интеллекта очень быстрая и потому сложно уловимая и формализуемая. Однако она является не менее правильной и точной, чем работа мыслительного интеллекта. Женщины чаще пользуются этим интеллектом и могут очень быстро оценить значение того или иного поступка мужчины. Значение жизни в том – чтобы просто жить наполненной и радостной жизнью. Значение чего-то не выходит за рамки этого чего-то, а находится в нем. Одно из ярких проявлений переживаний "значимости чего-либо" - это слезы. По моим наблюдениям люди плачут только по одной причине - они глубоко чувствуют "значимость" чего-либо, например "себя как живого существа". 

Соответственно, значение идеи определяется тем, как я ее субъективно (чувственно) воспринимаю. Подавляющее большинство интеллектуальных идей лишены значения. Одним из примеров являются многие идеи математики. Какое значение имеют отрицательные действительные числа? Да никакого.

Представление – это образное понимание, способность представить идею в модальностях: визуально, аудиально, в ощущениях. Наличие образного представления позволяет удобно воображать идею, быстро оперировать с ней, делать при помощи этого образа быстрые и точные расчеты. Способность представить числа позволяет людям мгновенно перемножать многозначные числа. Способность представить карту местности позволяет легко ориентироваться. Представление жизни (жизнь как идея) – это то что, мы получаем при помощи 5 органов чувств, можем вспомнить в пространстве-времени, можем вообразить как возможности (будущее).

Смысл, значение, представление - это три независимых слоя понимания. Три независимых интеллекта. Три человека внутри одного тела.

Уровень понимания 7 определяется как одновременное восприятие идеи на двух описанных уровнях. Это «смысл» + «значение», «смысл» + «представление» или «значение + представление».

  1. Смысл + значение. Состояние, когда у нас есть «чувство» идеи и ясная ее смысловая составляющая, но нет возможности эту идею «представлять». В такой ситуации, несмотря на общее правильное понимание идеи, мы не можем ей удобно пользоваться практически. Идея бесформенна, возникают большие сложности с ее передачей другим людям, мы легко эту идею забываем. Это некое «интуитивное» знание истины, которое существует в отдельной трансцендентной плоскости и особо не соприкасается с миром повседневных дел.

  2. Смысл + представление. Это уровень современного качественного образования. Даются наглядные иллюстрации, схемы, что позволяет идею хорошо представлять. Система идей является стройной, логичной и целостной. Это тот максимум, который можно получить в современных хороших (но только хороших) вузах. При этом, однако, отсутствует переживание «значения» этой идеи, нет ее «чувства». Поэтому такие идеи могут на самом деле противоречить жизни в ее целостности, быть слишком абстрактными и бесчеловечными. Идея без «значения» не может выступать опорой в личной жизни, при принятии решений, мотивации, для достижения чувств радости и благополучия.

  3. Значение + представление. Преимущественно женская комбинация, так как мужчины не выносят идеи без смысла. Такое понимание идей содержит в себе «значимое чувство» и возможность эту идею представлять, однако нет связи с другими идеями, нет целостности, нет системы, в которую эта идея органически вписывается. Поэтому мышление такими идеями является фрагментарным, не целостным и в долгосрочной перспективе ошибочным, так как не способно связывать длинные цепочки причин-следствий во времени.

 

Уровень 8. ПОНИМАНИЕ-3

Настоящее понимание появляется только с одновременным восприятием идеи через смысл, значение и представление. Одновременное понимание смысла, переживание значения и способность наглядно представить идею дают настоящее орудие для познания мира. Дают возможность понятой идеей пользоваться на практике, для принятия решений, управления своими чувствами и мыслями, мгновенного осознания происходящего. Только такое комплексное восприятие идеи может считаться пониманием. В таком понимании присутствует и смысловая целостность, и переживания значения, и возможность наглядно, образно представлять и «видеть» это понимание как реальный феномен восприятия, так же ясно, как мы видим предметы вокруг. Это и есть тот самый рецепт истины, над которым давно бьется гносеология.

Задумайтесь обо всем этом, когда скажете кому-нибудь «я понимаю».

 

Уровень 9. БЫТИЕ

Даже при наличии полного понимания остается большое расстояние между сознанием и бытием. Бытие здесь – это то, как мы живем, спим, ходим, принимаем решения, общаемся с людьми, читаем, едим, мотивируем себя и т. д. То есть бытие – это сама жизнь во всей своей полноте.

Проблема понимания заключается в том, что:

  1. Мы можем понимать что-то в один момент времени, и совершенно не понимать это же в другой.

  2. Мы можем понимать что-то глубже в один момент времени, и понимать более поверхностно в другой.

  3. Сами вещи меняются, и понимание вчера может быть не актуально сегодня.

Поэтому после получения понимания-3 или полного понимания дальше предстоит еще длительный путь интеграции этого понимания в свою повседневную жизнь. И только когда понимание пронизывает насквозь все наши субличности, когда оно неявно присутствует каждую секунду в нашей жизни, мы можем сказать «я живу с пониманием этой идеи». «Я становлюсь воплощением этой идеи».

Как видите, от момента получения идеи из книги или семинара до того момента, когда эта идея становится частью вашей жизни и начинает в ней работать, проходит приличная внутренняя работа по «пониманию» этой идеи.

Чтобы проверить, понимаете ли вы что-то, приучитесь задавать себе следующие вопросы:

  1. Связана ли эта идея для меня с другими идеями, является ли она их непротиворечивой частью? Имеет ли эта идея для меня ясный смысл.

  2. Могу ли я почувствовать эту идею? Имеет ли она для меня значение.

  3. Могу ли я наглядно образно представить эту идею? Имеет ли она для меня представление.

А чтобы интегрировать какую-то идею в свою жизнь, используйте различные практики психосинтеза, например выбирайте какую-то идею на день и старайтесь в течении всего дня «жить этой идеей», пронизывать все свое поведение этой идеей, наблюдать своим сознанием (у кого оно есть) движение, развертывание, взаимодействие этой идеи с реальностью.

Примеры идей для практики:

  1. Человек - это машина. (Никто ничего не «делает», в человек все «происходит» - кровь бежит по телу, пища переваривается, ощущения «ощущаются», мысли «думаются», эмоции «реагируют»)

  2. Человек «спит». (Большую часть дня человек находится во внутреннем пассивном трансе и смотрит сновидения на яву).

  3. Мы сознаем не сам мир, а внутреннюю «картину мира». (мы воспринимаем не сами предметы, людей, события, а их отображение во внутреннюю «схему восприятия». Смотря на человека, мы видим не самого человека, а набор личных ассоциаций, воспоминаний, отношений, убеждений, связанных с этим человеком).

  4. Любое решение позитивно. (Любое принятое решение является наилучшем в картине мира человека, который это решение принимает. Если решение оказалось не верно — значит картина мира была не адекватна миру).

 

Успехов.

Упражнения:

Определите, на каком уровне для вас находится понимание следующих идей:

  1. Мир состоит из твердых тел, расположенных в пространстве.

  2. Сила действия на тело вызывает равную ей силу противодействия, которая направлена в обратную сторону и приложена к воздействующему телу.

  3. Причиной и источником терроризма является стремление мусульман обратить в ислам все население Земли.

  4. Человек состоит из духа, души и тела.

  5. Диаметр нашей галактики «млечного пути» составляет 100 000 световых лет.

  6. Во мне живет много различных личностей, которые появляются на работе, с друзьями, в семье, за компьютером, по утрам, когда нужно вставать.

  7. Замысел Творца – насладить Творение.

  8. Основой поведения человека являются его потребности.

  9. Иисус искупил наши грехи.

  10. Все люди эгоисты.

  11. Духовный мир состоит из миров: Адам Кадмон, Ацилут, Ецира, Брия, Асия.

SELF-Коучинг
с Джеком Макани!

Получите серию уроков по коучингу
от Джека Макани БЕСПЛАТНО!

На указанный вами e-mail в течение 2 минут придет письмо со ссылкой на первый урок. Если письма долго нет - не забудьте проверить спам!
x