Обучающие программы

О чувствах
17.07.2010

Ирина Каропа

Тренер Эннеаграммы и НЛП Ирина КаропаЭкзистенциально-гештальтистская концепция

Модель родилась у меня на прошлых выходных, на 5-м модуле Е-НЛП, в то время как участники выполняли технику «повторяющихся вопросов» и исследовали свои глубинные эмоции.

Большая сфера (модель должна быть 3d) означает то, что мы называем словом «Я», ее граница – это граница контакта с окружающим миром и другими людьми. Чувства, расположенные по границе контакта, возникают в процессе и в результате нашего взаимодействия с людьми. Их очень много, я перечислила только первые, что пришли вчера вечером в голову. Они являются своего рода связующими нитями с окружающим миром и людьми. Подавляющее большинство людей вообще обращает мало внимания на свои чувства. Мы замечаем их только тогда, когда игнорировать их становится уже невозможно (например, когда это уже не просто злость, а вспышка агрессивной ярости, или не просто тревога, а психосоматические панические атаки, и т.д.). 

Когда же мы все-таки обращаем внимание на свои чувства, то первым делом мы замечаем именно этот внешний слой, а поскольку он находится именно на границе контакта с другими людьми, то первая и естественная наша реакция – списывать часть ответственности за их возникновение на других людей, и искать «быстрых решений», вовлекающих этих самых ни о чем не подозревающих людей. Например, много обиды на мужа, значит, он виноват, и если я хочу чувствовать себя лучше, мне надо его изменить, чтобы он меня больше «не обижал», ну или искать другого мужа, который «не будет обижать»… Эта реакция очень естественна, но, к сожаленью или к счастью, ошибочна и нисколько не продуктивна.

Если проявить чуть больше внутренней честности и рискнуть заглянуть глубже, то становится очевидным, что большая часть наших «внешних чувств» является проявлением наших глубинных экзистенциальных переживаний (их можно также назвать базовыми чувствами, или фундаментальными аффектами, или любыми другими терминами, отражающими их основополагающую природу). 

На схеме глубинные переживания отражены четырьмя центральными сферами. Вполне возможно, что их больше, или же их можно называть другими терминами, лично мне очень легла на душу концепция И. Ялома, описанная в книге «Экзистенциальная психотерапия», поэтому я выбрала именно эти базовые переживания. 

Эти переживания на схеме расположены в самом центре нашего «Я», поскольку они по сути своей являются внутриличностными, на них никак не влияют наши отношения с другими людьми. Эти переживания связаны с тему фундаментальными условиями, в которых мы оказались, родившись в этом мире, и которые мы никак не можем изменить. 
Прежде всего это факт конечности нашей жизни. Переживания, связанные с этим фактом, находятся в самом центре, поскольку он неразрывно связан со всеми глубинными переживаниями и обостряет их.

Другие три сферы обозначают переживания, связанные с:

отсутствием универсального смысла нашего существования (наличие которого помогло бы справится с принятием факта своей смертности), 

- с осознанием своей непреодолимой отдельности от других людей (в самом жестком варианте – никто не может разделить с нами и облегчить наше горе, страдания и смерть),

- осознанием неструктурированности и хаотичности этой реальности, искусственности любых ориентиров, правил, основ, а следовательно полной и неразделимой свободы и ответственности за свою жизнь.

Переживания и чувства, связанные с осознанием этих фундаментальных условий нашего существования, могут быть разными. Можно сказать, что осознание этих данностей как бы «обернуто» в чувства: тревоги, страха, горя, отчаяния, безнадежности, вины, обиды, вины, сострадания, одиночества, ненависти и др. Полагаю, что каждый тип Эннеаграммы «оборачивает» соприкосновение с этими данностями в свои чувства. Однако в отличие от «внешнего» слоя чувств, когда мы соприкасаемся с этим «глубинным» слоем, то наши переживания будут: 

1) внутриличностными (например, мое одиночество никак не связанно с тем фактом, что муж поехал с друзьями играть в боулинг, скорее моя потребность ежеминутно быть с мужем связана с желанием убежать от своего внутреннего чувства одиночества); 

2) менее дифференцированными (экзистенциальные переживания представляют собой скорее довольно размытую смесь нескольких чувств, моя любимая смесь, например, это смесь тревоги, вины, «обиды на судьбу», зависти, ненависти и отчаяния;

3) мало обусловлены внешними факторами и событиями (такие переживания очень иррациональны и могут просто «накрывать», независимо от того, что происходит с вами в жизни;

4) обостряются, когда рутинный ход нашей жизни оказывается нарушен – например, командировка (в одиночестве) в чужой город, еще лучше страну;

5) гораздо неприятнее «внешнего» слоя чувств, поскольку их невозможно «быстро исправить», а если руководствоваться классическим научно-психологическим мировоззрением, то от них в принципе невозможно освободиться;

6) возвращают наше внимание к нам самим, к нашей жизни, мечтам, поиску своего личного смысла и реализации своей миссии – в каком-то смысле являются освобождающими и возвращают нам нашу силу.

Для большинства из нас эти глубинные переживания крайне неприятны и в своей полной мере трудно переносимы. Именно поэтому в жизни они как бы «канализируются» во внешний слой чувств и неосознанно отыгрываются нами в отношениям с другими людьми. Гораздо легче часами жаловаться терапевту на негодяя мужа, которые не уделяет мне внимания, чем столкнуться со своим фундаментальным одиночеством в этом мире. Логично объяснять себе покупку дорогих косметических процедур стремлением «хорошо выглядеть», а не чувством отвращения к своему стареющему телу, за которым стоит страх смерти…

Но пока мы идентифицируем себя с «внешним слоем» переживаний, мы ходим по замкнутому кругу, мы как бы боремся с симптомом, не желая иметь дела с причиной. Кроме того, когда мы осмеливаемся соприкоснуться со своими базовыми экзистенциальными переживаниями, прожить и принять их, мы получаем доступ к очень важным внутренним ресурсам. Для меня это прежде всего ресурс свободы жить так, чтобы дышать полной грудью, позволять себе выбирать свои ориентиры, это ресурс силы и «внутренней центрированности» (лучшего слова подобрать не смогла).

И еще, возможно самое важное и интересное. В самом центре схемы расположена точка. Эта точка – символическое изображение следующего уровня переживаний. Условно его можно назвать духовным. Эго очень сложно изобразить на схеме – с одной стороны, это состояние еще более глубинное и открывается нам когда мы проникаем дальше, за пределы пространства экзистенциальных переживаний. С другой стороны, в этом состоянии сама структура дискретного (отделенного и конечного) «Я» исчезает, т.е. сама схема перестает существовать. И именно благодаря ее исчезновению мы освобождаемся иллюзии своей конечности и отделенности (на определенном уровне они действительно иллюзорны) и нам открывается высоко ресурсное духовное состояние. Его можно называть разными словами – единением со всем миром и божественным разумом, безусловной любовью, счастьем, безграничностью и т.д. В Эннеаграмме для каждого типа описан свой аспект этого состояния. Однако, полагаю, словами невозможно выразить это состояние, поскольку сама природа языка дискретна и построена на оппозициях. 

К сожаленью, этот уровень пока не признан классической психологической парадигмой. К сожаленью, поскольку похоже, что что-то меняется сейчас в мире. Все больше людей спонтанно или намеренно получают доступ к этой сфере и больше не желают (или не могут) игнорировать ее существование. И если научная парадигма не последует за этими изменениями, она рискует оказаться устаревшим оторванным от жизни и невостребованным конструктом. Но об этом в другой статье. Эта была о чувствах.

SELF-Коучинг
с Джеком Макани!

Получите серию уроков по коучингу
от Джека Макани БЕСПЛАТНО!

На указанный вами e-mail в течение 2 минут придет письмо со ссылкой на первый урок. Если письма долго нет - не забудьте проверить спам!
x